Ирина ЛАТЫННИКОВА:

«НУЖНО ЖИТЬ ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ…»

В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ гимназии № 25, где я еще недавно училась, был у нас замечательный урок – театр. Почему, не знаю, но каждый год преподаватель по этому предмету менялся. Приходил новый, на следующий год – другой, потом третий. Мы даже толком познакомиться не успевали. Но одного учителя я запомнила очень хорошо. Это была женщина столь увлеченная, что трудно было остаться равнодушным, и все мы заражались ее энергией. И вот до меня доходит новость, что теперь эта женщина, Ирина Николаевна Латынникова, - главный режиссер театра «На Весенней». Не побывать там было невозможно.

О преподавательской
Деятельности

-Когда я и Григорий Львович Забавин, новый директор театра «На Весенней», - рассказала Ирина Николаевна, - приняли свои новые должности, в администрации города сочли необходимой нашу дальнейшую работу в КемГАКИ. Для более интересного формирования кадров. Ведь, как правило, на каждом курсе есть один–два достойных и талантливых человека. Так вот, чтобы их найти, чтобы они не пропали, мы и будем продолжать свою работу со студентами. Конечно, не в том объеме, в каком мы это делали раньше.
О театре
«Слово»

- Это очень больной вопрос, и решиться он не сразу. По возможности, мы с Григорием Львовичем постараемся не прерывать свою работу с этим театром. За прошлый год в «Слове» прошли пять премьер, таким образом, не без нашей помощи сложился весь его сегодняшний репертуар. Я постоянно работаю с разными коллективами и считаю, что это возможно: совместить свою работу в «Театре на Весенней» с работой в театре «Слово». И с преподавательской деятельностью тоже. У нас так много неиспользованного литературного материала. А жизнь коротка, творческая – еще короче. Хочется многое успеть. Я ведь занимаюсь этим не ради себя, а ради зрителя. Чтобы у человека, сидящего в зрительном зале, рождалась надежда на какую-то гармонию, которая реальна и возможна в нашей жизни, несмотря на то что происходит в мире.
Об актерах

- Нас пугали, что мы можем остаться без труппы, а все совсем наоборот. Я боялась, что из-за сложившихся событий труппа расслабилась, расформировалась, что мне придется их переубеждать, и ломать, и объяснять вообще, что все это не настоящее, что есть настоящие вещи, что нужно жить по большому счету, если ты занимаешься творчеством. Они сами по этому соскучились. Соскучились. И это было понятно по нашим индивидуальным встречам, когда мы один на один встречались. Я благодарна им за то, что они очень откровенно разговаривали, высказывали свое мнение о той работе, которая велась в театре, о его репертуаре. Они задыхались оттого, что у них не было полноценной творческой работы. Спрашивают, что мы будем ставить. Совершенно спокойно отнеслись к тому, что мы решили провести творческий показ, познакомиться с ними в условиях сцены. Мы предложили им показать то, что они сами захотят, выразить себя. Актеры с радостью отозвались, подошли к этому честно. За редким исключением. Самое главное, что они приняли это предложение нормально. Никто не сказал: «Я актер, у меня высшая категория».
О тренингах

- Труппа также приняла предложение об актерских тренингах. Все пришли, все работали. Хотя первый тренинг прошел в «полноги», потому что актеры еще не знали меня, моих требований. Думаю, дальше тренинги будут интереснее, интенсивнее, насыщеннее.
У актера есть психофизический аппарат – это внутренняя техника и внешняя. Внутреннюю природу необходимо разбудить, довести до определенной температуры кипения, ввести в необходимый мне тонус. Ведь каждому режиссеру нужен свой актер. Мне кажется, актер должен быть холерик. Это потрясающая воля - в любой момент взорваться и выдать на полную катушку, достать любого зрителя, сидящего в последнем ряду. И для того чтобы ввести актера в определенное активаторное состояние, существует сумма упражнений, которые необходимо выполнять. Очень люблю упражнение, когда мы становимся в круг и начинаем передавать импульс в виде хлопка. Но это не просто хлопок, это воздействие на партнера. Создается некое энергетическое поле. Никто не имеет права расслабиться. Импульс может направиться в любую сторону, может передаваться через круг. Доводим до бешеного ритма, и все в нем работают. Это может длиться очень долго, так долго, насколько актер может держать волю. Мы не просто хлопаем, сначала ведь нужно договориться с партнером. Причем этот договор очень короткий, насыщенный. Открывается лицо, глаза, что необходимо актеру.
О творческих планах

- Когда у нас состоялась первая встреча с коллективом, мы продекларировали такой принцип – спектакли будут не только драматические, но и литературные, пластические, музыкальные. Разные театральные формы будут интересны всем: и актеры с радостью будут работать, и зритель с удовольствием пойдет в театр.
Конечно, самое главное - это литературный материал. Как я говорю, мы будем работать в контексте вечных человеческих ценностей, в контексте вечной человеческой мудрости. Но тем не менее, чтобы получился диалог между актером и зрителем, язык должен быть современным. Мы обязаны зрителя интриговать, удивлять и подкладывать в эту обертку, в эту форму вечную человеческую тему, вечную сверхзадачу русского театра: во имя человека, через человека и для человека.
Мне кажется, мы будем работать не столько с драматургией, потому что драматургии хорошей не так много, а все-таки с прозой. Мы будем ее инсценировать, находить интересные приемы в эстетике этого театра.
Хотелось бы поставить к новому году «Жестокие игры» Арбузова. Думаем о «Каштанке» Чехова. И, наверное, Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Вообще текст необязательно должен быть русским. Он может быть и американским, и любым другим. Мы же сцены наполняем исходя из своей психологии, своей театральной школы, русской ментальности. Сцены вообще могут быть наполнены молчанием, а фраза возникать только как его вершина.
Мы начнем играть спектакли в сентябре, но это не значит, что мы откроем официальный сезон. Сезон откроется премьерой где-то в конце сентября, начале октября.
О новом здании

У администрации города есть четкий план открыть новое здание для нашего театра к декабрю 2005 года. Очень интересное здание, сами помещения. Все стены уже возведены, постелена крыша. К зиме должны поставить окна, провести отопление, чтобы зимой заняться отделочными работами. И новые работы в театре «На Весенней» будут ставиться с прицелом на переезд. Чтобы не оказалось, что в новом здании нам показывать нечего, потому что все поставлено в иных сценических условиях. Конечно, и название у театра будет другое.

Беседовала
Ольга РЕСНЯНСКАЯ.

Письмо в "РР"

Hosted by uCoz